Проблемы инклюзии обсудили эксперты со всей России на научно-практической конференции в Ижевске
23 августа в Ижевске в рамках вторых Международных детских инклюзивных творческих игр состоялась научно-практическая конференция «Формирование современной инклюзивной культуры и вызовы трансформации общества: равные возможности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодых людей с инвалидностью».
Пленарное заседание прошло в Доме дружбы народов. Как рассказала Наталья Крель, директор общественного объединения «Союз Всероссийских и ведущих организаций инвалидов «АбиАрт» и сопредседатель организационного комитета Игр, цель конференции обсудить готовность современного общества к подлинной инклюзии - к свободному и открытому взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями здоровья, к учету их особенных потребностей и признанию их талантов.
«На сегодняшний день общество достигло той точки развития, в которой оно уже больше не может не замечать эту категорию людей. Общество стало более гуманным и инклюзивным. <…> И задача этой конференции – открыто поговорить о проблемах и путях решения, которые у нас есть для того, чтобы сделать жизненное пространство комфортным для всех», – сказала Наталья Крель.
С приветственным словом к участникам пленарного заседания обратилась Екатерина Мухаметгалеева руководитель – главный эксперт по медико-социальной экспертизе по Удмуртской Республике Главного бюро медико-социальной экспертизы Удмуртской Республики.
«Проведение подобных мероприятий способствует разработке новых эффектных методов реабилитации и социальной интеграции инвалидов, а также демонтирует активную позицию заинтересованных в их поддержке организаций и органов власти, позволяет участвовать в жизни общества и влиять на происходящее в нем процессы. Я уверена, что проведение этой научно-практической конференции позволит выработать приоритетные направления в совместной работе», – сказала она.
На заседании рассмотрели вопросы инклюзивной культуры в контексте устойчивого развития общества, проблемы социальной инклюзии и интеграции инвалидов в современное культурное пространство, а также роль медико-социальной экспертизы в формировании образовательного маршрута детей с инвалидностью.
После пленарного заседания в Ижевске заработали шесть тематических площадок, посвященных разным аспектам реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одна из них была организована на базе Учебно-научной библиотеки УдГУ имени В. А. Журавлева и была посвящена инклюзивному образованию в современных реалиях. Прозвучали доклады, посвященные образовательным маршрутам и алгоритму организации инклюзивного образовательного процесса в школах, дошкольных учреждениях, учреждениях СПО и вузах.
Как отметила ректор Удмуртского государственного университета, Галина Мерзлякова, профессор, доктор исторических наук, УдГУ неслучайно был выбран площадкой для этой секции, так как вуз является лидером внедрения инклюзивных практик в процесс высшего образования в регионе. Здесь реализуются многие инклюзивные программы.
«Научная площадка – это возможность обменяться опытом, подвести определенные итоги, продемонстрировать лучшие практики и поделиться имеющимися наработками в вузах республики. <…> Также в рамках таких площадок можно сделать рекомендации к совершенствованию существующего в сфере прав лиц с ОВЗ законодательства», – подчеркнула она.